Вы и мы
Торопиться не надо...
Резонанс
27.07.2023

И еще раз про «собачьи поправки», с которыми пока ясно только то, что с ними ничего толком не ясно.

Речь идет про поправки в федеральный закон «Об ответственном обращении с животными», также известный, как «закон Бурматова» - по имени его главного идеолога и автора. «Закон Бурматова» запрещает отстрел животных, а также их умерщвление после отлова (гуманное, понятно, через эвтаназию), если не найдется хозяин. Все бродячие собаки, отловленные на улице, подлежат стерилизации, лечению и последующему «возвращению в среду обитания». А крупных и агрессивных собак и вовсе положено содержать пожизненно в специально созданных приютах.

Денег на эти расходы регионам не дают - они должны находить их сами, а речь идет о десятках миллионов рублей. Кто-то их находит, кто-то - нет. Закон действует с 2019 г., и с этого же года непрерывно критикуется: считается, что он связал руки местным властям, не позволяя эффективно решать «собачий вопрос». В результате бродячих собак становится все больше, они сбиваются в стаи, которые представляют угрозу людям. Серия трагедий, когда от клыков бродячих собак погибали люди - мужчины, женщины и даже дети - в последние пару лет привела к резкому ужесточению критики закона, в результате чего были разработаны и приняты поправки, позволяющих субъектам Федерации принимать собственные законы и программы по обращению с животными, не имеющими хозяев: с учетом местных реалий и даже игнорируя отдельные положения «закона Бурматова».

Некоторые регионы, такие как Бурятия и Ставропольский край поспешили заявить, что-теперь-то они введут эвтаназию для отловленных собак, которым не удастся найти хозяев. В Госдуме на это отреагировали агрессивно: зампредседателя комитета по экологии Бурматов в резких выражениях заявил о том, что поправки разрешения на убийство собак не дают. Юристы начали чесать коллективную голову - поправки в последнем чтении переписаны  так, что непонятно: дают или нет?

... впрочем, наши постоянные читатели эту предысторию знают.

А напомнил я ее для того, чтобы ответить на вопрос: будет ли Калужская область принимать специальную программу по обращению с домашними животными или соответствующие областные законы?

Формально - можем приступить хоть завтра. 19 июля законопроект о поправках одобрили в Совете Федерации, 24 июля он был опубликован на сайте официальной правовой информации. Можно действовать.

И?

И пока никто торопиться не намерен. Не так уж остро стоит вопрос в отдельно взятой Калужской области.

Понятно, что инициатива в этом вопросе будет исходить не от депутатов Заксобрания, а все-таки от исполнительной власти, которой принятые законы исполнять и обеспечивать их бюджетными ассигнованиями. По такому поводу пообщался с несколькими руководителями в кабмине и убедился, что планов немедленно воспользоваться поправками нет. Власти Калужской области не планируют торопиться, предпочитая посмотреть, как будут действовать в других регионах, чтобы перенять положительный опыт и избежать ошибок. А кроме того будет учтено общественное мнение: считают ли калужане «собачий вопрос» достаточно острым и болезненным, чтобы ужесточить принимаемые меры, или действующая система вполне справляется? Власти не хотят спровоцировать агрессивное противостояние недовольных граждан и чрезвычайно активных в соцсетях зооактивистов.

В прошлом году власти отловили на улицах калужских городов и сел 1341 бродячую собаку. Большая их часть в последующем вернулась на улицы.

Евгений СЕРКИН

Поделиться