Вы и мы
Беззубый кусь
Резонанс
20.07.2023

17 июля Госдума РФ приняла в третьем и окончательном чтении поправки в «закон Бурматова» - так, по имени главного разработчика, называют федеральный закон «Об ответственном обращении с животными».

«Закон Бурматова» вступил в силу с 2019 г. и породил множество споров и скандалов. Согласно его положениям в России вводится исключительно гуманное отношение к бездомным животным - настолько гуманное, что тех же бродячих собак запрещено усыплять, даже если нет возможности найти им хозяев, а сами псы проявляют агрессию по отношению к человеку. «Закон Бурматова» обязывает власти регионов создать условия, чтобы отловленных собак стерилизовали, лечили, чипировали (бирковали) и выпускали обратно на улицы. Крупных же и агрессивных животных надлежит содержать пожизненно в специально созданных приютах.

Все это стоит гигантских денег, но поскольку федерального финансирования к «закону Бурматова» не прилагалось, все расходы легли на региональные бюджеты. Губернаторов просто поставили перед фактом: ищите десятки миллионов рублей, кормите тысячи отловленных псов, стройте и содержите пункты передержки и приюты пожизненного содержания, оплачивайте операции по стерилизации. Губернаторы почесали в затылках и передали эти полномочия на муниципальный уровень с незначительным финансированием: вот вам 3 рубля, и ни в чем себе не отказывайте.

 

ГДЕ-ТО ДЕНЬГИ НАШЛИ. ГДЕ-ТО НЕТ

В Калужской области нашли, но вряд ли это повод для радости. На бродячих собак только за первые 5 месяцев этого года было истрачено 23 млн рублей. Уверен, таким деньгам можно было найти более качественное применение.

Дальше - больше.

После принятия закона Бурматова со всех уголков России начали поступать сведения о нападениях бродячих животных на людей. У нас, например, не далее, чем 8 июля в Калуге псы едва не загрызли мать с ребенком прямо возле больницы! До этого, в мае, только помощь случайного прохожего помогла избежать трагедии - мужчина едва успел подоспеть на помощь ребенку, на которого напала стая бродяг. Парнишка отделался несколькими укусами...

Попытки объяснить все такие инциденты бездействием  чиновников на местах звучали неубедительно. И когда от клыков собак погиб очередной ребенок (мальчик в Оренбурге, весной этого года) терпение кончилось - от депутатов Госдумы РФ потребовали внести поправки в закон, которые позволили бы губернаторам и законодательным органам самостоятельно решать - что делать с бродячими псами.

 

И ТАКОЙ ЗАКОН ПОЯВИЛСЯ

Вернее, не отдельный закон, а поправки в действующий «закон Бурматова». Вот их 17 июля думцы и приняли в третьем, окончательном чтении.

Но где шум и радость в регионах?

А ее нет.

Потому что никто не понимает, что в итоге приняли-то. Комиссией, дорабатывавшей пакет поправок руководил все тот же одиозный депутат Владимир Бурматов, который собак любит больше, чем людей. Как результат всю содержательную часть поправок вычистили еще в первом чтении. Я ранее уже писал о том, что получилось: все, что разрешили регионам - разводить больше бюрократии. Права усыплять бродяжек, о чем кричали федеральные СМИ и зоообщественники (явно поправки не читавшие), никто субъектам РФ не вернул.

И подтверждением моих слов можно назвать окрик из Госдумы, который вчера получила Бурятия. Там власти тоже не стали читать закон внимательно, ограничившись, видимо, заголовками в СМИ, и заявили, что как только Путин подпишет расхваленные поправки, они примут собственный республиканский законодательный акт, на основании которого будут решительно усыплять псов, не нашедших хозяев.

На это тут же жестко отреагировал Бурматов.

Владимир БУРМАТОВ, депутат-собаколюб:

- Меня это заявление удивило, поскольку в принятом законе нет ни слова об эвтаназии животных, об усыплении или гуманном умерщвлении. Ни о каком умерщвлении животных речи не идет! Более того, все вносившиеся в Госдуму законопроекты, которые касались эвтаназии, были отклонены, их было семь. Особенно меня удивила фраза о том, что умерщвлять гуманнее, чем содержать собак пожизненно. Подождите, с такой логикой мы дойдем до того, что нам еще кого-нибудь будет проще умерщвлять, чем пожизненно содержать. Эвтаназия у нас возможна только в случае, если животное испытывает страдания, больно неизлечимым заболеванием или идет какой-нибудь карантин по бешенству. Здесь нет ни того, ни другого!

Как вам такое решение «собачьего вопроса»?

 Евгений СЕРКИН

Поделиться